Вы привыкли выполнять все важные дела в последний момент? Начали забывать о планах и идеях? И сбились с когда-то намеченного “графика жизни”? В ситуации постоянной нехватки времени и сил сложно поверить, что всего лишь навыки грамотного планирования дел могут помочь снять стресс и успевать больше.
Однако есть люди, чей образ жизни кажется загадочным и таинственным. Как это они всё успевают? Их подход к жизни приносит свои плоды. Быть организованным означает чувствовать больший контроль над жизнью, постоянно улучшать результаты своей работы и беречь психическую энергию. Действительно, зачем испытывать стресс от того, что в очередной раз забыл, куда положил ключи от машины? И хотя каждый отдельный человек будет вести себя по-разному в разных ситуациях, высокоорганизованные люди придерживаются определенных поведенческих паттернов. Вот 10 наиболее распространенных привычек таких людей.
1. Организованные люди ориентированы на результат
Большинство организованных людей содержат все в порядке совсем не для того, чтобы потешить свое самолюбие. Они делают это с определенной целью: одни любят принимать у себя дома гостей, другие – ходить в гости. Одни расставят у себя в доме все так, чтобы любой гость чувствовал себя в нем удобно и комфортно, и постоянно будут поддерживать этот порядок. Другие – приоденутся, купят гостинцы, пойдут в гости и постоянно будут поддерживать настолько семейный климат, чтобы хозяин дома забыл,что у него гости. При этом они легко отбросят в сторону все, что не служит этой цели: как материальные предметы, так и какие-либо дела, требующих времени.
2. Они оптимистичны
Организованные люди более позитивны. Они придерживаются подхода «это возможно», даже если движутся вперед «в час по чайной ложке». Часто, когда неорганизованные люди обращаются за консультацией к профессиональному организатору после каких-либо жизненных неудач, сам факт такого обращения вселяет в них оптимизм. Они приходят за помощью, сказав себе: «Я готов двигаться дальше». И это уже оптимистичный шаг вперед.
3. Они добросовестны
Существует так называемая пятифакторная модель оценки личности, и одним из ее компонентов является фактор добросовестности. Человек с высоким баллом по шкале оценки добросовестности с высокой вероятностью будет действовать эффективно, обладать самодисциплиной. Такие люди отдают предпочтение запланированным мероприятиям по сравнению со спонтанными, говорит он.
4. Они не всегда открыты для новых идей
Мы склонны думать, что быть организованным и опрятным хорошо, и что это, безусловно, помогает людям быть продуктивными и эффективными. Но такие люди обладают и потенциальным недостатком. Беспорядок в офисе (которого у них нет) лучше стимулирует появление творческих идей, нежели идеально упорядоченное пространство. Полный хаос – это, конечно плохо, но и отсутствие креативных стимулов тоже отнюдь не стимулирует воображение.
5. Они принимают решения
Организованные люди просчитывают варианты, выбирают один и придерживаются его, не оглядываясь с сожалением на остальные. Им не нужно идеальное качество. Точнее, в погоне за ним организованные люди никогда не будут переделывать работу 10 000 раз. Процесс принятия решений зависит от способности организованного человека расставлять приоритеты с учетом стратегических целей. Организованные люди могут определить, что является самым важным, чтобы сделать это немедленно, и что также важно, но может быть выполнено позже.
6. Они далеки от перфекционизма
Из вышесказанного следует, что для этих людей не все должно быть идеальным. Иногда им вполне достаточно и просто хорошего качества. А перфекционисты в большинстве своем дезорганизованы: они концентрируются на всех мелких деталях и в конечном итоге запутываются в них. Многие люди в стремлении к совершенству распыляют энергию и ресурсы на мелочи, а получившийся итог не всегда адекватен затраченным силам. Искусство быть достаточно хорошим (а не идеальным) и спокойное отношение к несовершенству — вот один из основных секретов организованности.
7. Они все записывают, вносят в календарь, бережно хранят и сверяются со списками
Это одна из важнейших черт организованных людей. События, идеи, вопросы такие люди обычно это делают в виде списка. Если это повторяющееся событие или о какая-либо задача с определенным сроком выполнения, они, скорее всего, внесут это в календарь. А далее они постоянно контролируют свои обязательства, и это приносит свою пользу. Мы тратим много душевной энергии, пытаясь не забыть все те вещи, о которых должны помнить. А если доверить их бумаге, это позволит высвободить часть этой драгоценной энергии и даже улучшить сон. Хитрость в том, чтобы не допускать стресса от созерцания самого списка. Лучше вносить в него несколько легких задач на один день и держать в уме один долгосрочный проект, чтобы от большого вороха дел не опускались руки.
8. Они делают все «прямо сейчас»
Когда организованный человек приходит с работы, он вешает верхнюю одежду на вешалку немедленно, а не бросает ее на спинку стула. Они прекрасно понимают, что через неделю на стуле будет семь пальто и курток, а через неделю им будет лень убирать этот ворох одежды. Между тем неорганизованный человек может сказать, что ему лень вешать одну куртку на вешалку прямо сейчас. Если задача занимает менее пяти минут, организованный человек, скорее всего, просто выполнит ее и забудет.
9. Они знают, когда способны работать наилучшим образом
Организованные люди стремятся выполнять определенные задачи в определенное время суток, которое наилучшим образом подходит для этой задачи с точки зрения энергозатрат. Например, если проект требует ясности мышления и креативных идей, едва ли стоит за него браться в период послеобеденной дремы. Организованные люди точно знают, в каком состоянии их голова находится в то или иное время дня и будут делать наиболее важные дела в те моменты, когда уровень энергии у них на максимуме.
10. Они снимают стресс
Организованные люди умеют отпускать свои дела. Большинство людей работают в состоянии хронического стресса и всегда находятся в положении «включено». А между тем те же самые люди, которые в состоянии хранить сосредоточенность и оставаться организованными, знают, как эффективно управлять своим стрессом. Неважно, прибегают ли они к пассивному отдыху, физическим упражнениям, или даже консультируются с психоаналитиком. Важно то, что они знают, как именно справляться со своими стрессами. Без ущерба продуктивности и здоровью.
Хочется сказать «Браво!» тем людям, которые так мастерски умеют управлять своим временем без ущерба физическому и психическому здоровью. Сказать «Браво!» и бросить седьмой кардиган на спинку стула… Но хорошая новость заключается в том, что любой может быть (или, по крайней мере, стать) организованным человеком. Ведь не существует никакого гена организованности. Просто у некоторых это получается естественным образом, но любой человек может этому научиться.